Ограничение работы иностранных аудиторов в РФ
5 минут
Во время Второй мировой войны в Германии, в городе Швайнфурте, был центр производства шарикоподшипников. Собственно говоря, и сейчас в этом городе производят подшипники, причем довольно успешно. Но в 1940-х годах там находилось 4 завода, которые производили около половины общего объема шарикоподшипников в стране.
Очевидно, что подшипники – необходимый элемент для производства не только гражданского, но и военного оборудования, и поэтому этот город привлекал большое внимание войск союзников. В сумме на город было сброшено почти 8 тысяч тонн бомб. Для сравнения – на Лондон было сброшено 6,2 тысячи тонн бомб.
В конце концов, производство подшипников замедлилось (по некоторым данным, немцы сами произвели дислокацию части производств), а в апреле 1945 войска США вошли в город.
Казалось бы, причем тут комплаенс?
Все очень просто. В условиях сложившихся сегодня международных отношений наличие информации определяет возможность и перспективу введения тех или иных экономических санкций. Например, подобное мы наблюдали несколько месяцев назад со строительством Северного потока-2. Зачем вводить санкции против инфраструктурного проекта и пытаться его тормозить, если можно угрожать санкциями компаниям, которые обладают монопольными технологиями для осуществления работы?
Или аналогичный пример с Суэцким каналом (только без умысла): зачем останавливать канал для замораживания мировой торговли, если можно остановить только одно судно?
А как (помимо разведки, разумеется) можно узнать узкие места в экономике страны, все связи между субъектами и структуру собственностей? Правильно, через аудит.
Поэтому на днях, 19 апреля 2021 г., Правительство России издало постановление №622, согласно которому российским компаниям ограничивают право предоставления необходимой для проведения аудита информации иностранным аудиторам, а это прежде всего так называемая «большая четверка» (PwC, EY, Deloitte, KPMG).
Проще говоря, проведение аудита большой четверкой станет невозможным. И это сильно сузит поток информации об экономике в России.
С одной стороны, это безопасность, и о необходимости введения таких ограничений говорилось еще в 2015 году ФСБ, с другой – это закрытие информации об экономике, и это сильно повлияет на поток инвестиций в Россию.
Мы считаем, что комплаенс, как и стандарты отчетности вместе формируют универсальный язык коммуникаций и общений между юрисдикциями, и лучший выход сейчас – это развитие отечественных комплаенс-инструментов для сохранения и расширения интеграции России в международную экономическую повестку.
Back to blog